Учебный год начался с философских бесед

Готовясь к сегодняшней встрече я достала из своего летнего фотоархива  2 фотографии. На одной из них -билетик в музеи Ватикана. На другой- картина , вдохновлявшая меня весь предыдущий год — «Афинская школа» Рафаэля. Как-то так получилось, что весь предыдущий год я просидела в прекрасном окружении философов и мыслителей. Платон, Аристотель, Сократ, Пифагор просто завораживали своей мистикой и красотой внутреннего мира. И встреча с  фреской- событие такое же мистическое и удивительное. Оно, как награда за желание встретиться со всеми этими гениальными Персонами.

Можно стоять около картины часами и разгадывать великие тайны. Говорят, что название ей дал не Рафаэль, оно появилось после его смерти. Да и далеко не все изображенные на ней персонажи — афиняне, и даже не греки, не все философы в  общепринятом понимании этого слова. Скорее на этой фреске отражен принцип Познания, исследования природы в целом.  Джорджо Вазари пишет, например, что на фреске этой «…изображение богословов, согласующих богословие с философией и астрологией. На ней представлены мудрецы всего мира, спорящие друг с другом на все лады. В стороне стоят несколько астрологов, начертавших на особых табличках геометрические фигуры и письмена по всем правилам геометрии и астрологии и пересылающих эти таблички через посредство очень красивых ангелов евангелистам, которые заняты истолкованием начертанных на них знаков…».

Здесь абсолютно каждая фигура, скульптура, надпись — символичны и все выражает познание целого. И никакая разобщенность отдельных школ и личностей не может разрушить эту общее человеческое стремление- познавать Целое, познавать Суть. Художники ( на картине я нашла троих- Микеланжело, Леонардо да Винчи и самого Рафаэля), полководцы ( Александр Македонский и Птолемей) , математики ( Эвклид и Пифагор), пророк Зороастр (держит небесный глобус), наслаждающийся жизнью Эпикур и отстранившийся от всех дискуссий Диоген, седой Платон и молодой Аристотель в центре картины, люди всех возрастов, задумчивые и радостные ( всего 50 фигур) — объеденены  в единую симфонию человеческого познания. Две центральные фигуры -Платон указывающий  на небо, где царят гармония, величие и высший разум и  Аристотель,  простирающий  руку к земле спорят, но мирно, потому что в этом споре не может быть победителя, ибо для человека одинаково необходимы и безмерный космос, и родная Земля, познание которых будет длиться вечно.

IMG_2568